Вход в аккаунт

Партнёры сайта

Официальные сайты, отзывы клиентов и время работы предприятий, торговых центров и кинотеатров Перми.
Главная

Архитектура, строительство, дизайн. Часть 3

Глава 5.

ОСНОВЫ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ УРБАНИЗИРОВАННОЙ СРЕДЫ

5.1. ДИЗАЙН КАК ОДНА ИЗ ФОРМ АРХИТЕКТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА

Дизайн как самостоятельная отрасль проектирования окружающей среды вырос из архитектурно-художественного творчества в начале XX века. Основной предпосылкой этого явления стали кардинальные изменения в сфере материального производства предметов потребления и зарождение и стремительное развитие новой сферы деятельности: оказания всевозможного рода услуг городскому и сельскому населению.

Первоначальный смысл широко используемого сегодня термина «дизайн» означает «проектирование». В современной проектной практике «дизайн» относится прежде всего к проектированию предметной среды, окружающей человека. Дизайнер — инженер-художник, преобразовывающий все то, с чем человек сталкивается в повседневной жизни, в предмет искусства. Официальная история дизайна как рода профессионального занятия ведет отсчет с 1907 г., с создания в Германии немецкого Союза передовых художников и инженеров. Одними из первых дизайнеров Европы считаются Г. Мутозиус и П. Беренс.

После, окончания Первой мировой войны идеологию нового вида творчества развивали и тиражировали две всемирно известные школы производственного искусства: ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) в Москве (Россия) и БАУХАЗ (Высшая архитектурно-художественная школа) в г. Веймаре (Германия). В этих учебных творческих заведениях были сконцентрированы выдающиеся художники, архитекторы и инженеры: В. Татлин, А. Родченко, Л. Попов, К. Мемчиков, В. Гропиус, М. ван дер Роэ, В. Кандинский, Ш. Жаннере, П. Мондриан и др. Все эти процессы творческого развития отразились на образности новой архитектуры XX века. Развитие нового направления в архитектурном творчестве — рационализма целиком и полностью соответствовало идеологии дизайнерского творчества. До этого времени на долю архитектора приходилась основная часть творческих забот по формированию своеобразных «связующих звеньев» между проектируемыми зданиями и сооружениями, заполнявшими служебные и производственные планирования структуры крупных, средних и малых населенных мест.

В начале XX века величайшие архитекторы в наиболее развитых странах мира Ш. Жаннере, В. Гропиус, К. Мельников, П. Голосов, Л. Коста и многие другие обратили свои мысли к проблемам формирования «непрерывной» архитектурной среды, связывающей единой тканью архитектурно-художественного замысла жилые и общественные здания, инженерные сооружения, транспортные и производственные комплек сы, элементы оборудования урбанизированной территории.